Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара

М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…» (урок литературы в 7 классе, учитель Мудрик Оксана Юрьевна)

31.03.2019 274

Открытый урок в рамках методической недели «Мой инновационный педагогический опыт».

Мудрик Оксана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Школы 41 «Гармония»

Класс - 7 Б

Тема: М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»».

Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с элементами повторения, ФГОС соответствует).

Цель урока для учителя: создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии.

Цель урока для учащихся: расширить и систематизировать знания о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии.

Задачи урока.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о биографии М. Ю. Лермонтова;

  • показать связь между жизнью и литературным творчеством поэта;

  • помочь учащимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть.

Развивающие:

  • развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать перед аудиторией;

  • развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;

  • развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;

  • развивать эстетический вкус учащихся.

Воспитательные:

  • прививать любовь к литературе;

  • формировать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;

  • воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, художественное слово)

Планируемые результаты.

Предметные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.

Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний.

Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Оборудование: выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова; компьютер и проектор; раздаточный материал (индивидуальная карта, карты-памятки и листы с заданиями для работы в группе).

Педагогические технологии: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ-технологии.

Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения и частично-поисковый в их сочетании.

Технологическая карта урока. Приложение 1.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

  • определение учащимися темы и цели урока;

  • осмысленное выразительное чтение;

  • устные ответы учащихся на поставленные вопросы с учетом содержания и речевого оформления;

  • мониторинг работы группы (создание алгоритма деятельности, работа с информацией, взаимодействие и сотрудничество в группе); итоги работы группы на листе для заданий;

  • творческая работа учащихся (эссе или развёрнутый ответ на вопрос в индивидуальной карте);

  • статистика карт рефлексии.

Ход урока

Этап 1. Организационный момент. Приветствие.

Этап 2. Мотивационный этап.

Учитель: У каждого из васесть индивидуальная карта работы, подпишите её. Приложение 2.

Я сейчас прочту высказывание А. А. Ахматовой. Попробуйте понять, о ком идет речь . Презентация, слайд 1.

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста… (А. А. Ахматова)

Предположения учащихся. А.А. Ахматова говорит о М. Ю. Лермонтове.

Формулировка учащимися темы и целей урока.

Учитель: А теперьназовите тему нашего урока.

Учащиеся говорят о том, что на уроке мы будем говорить о М. Ю. Лермонтове.

Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем достаточно о М. Ю. Лермонтове, чтобы знакомиться с новыми его произведениями. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Учащиеся предполагают, что на уроке нужно расширить представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтове.

Слайд 2.

Этап 3. Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове .

Учитель: Начнем наш урок литературы с поэтической пятиминутки и вспомним стихотворения М. Ю. Лермонтова, изученные в 5-6 классах.

Учащиеся читают наизусть стихотворения «Утес», «Тучи», «Парус». Слайд 3-5.

Учащиеся поют романс под гитару «Выхожу один я на дорогу». Слайд 6.

Что объединяет данные стихотворения?

Тема одиночества. (Размышления учащихся об одиночестве сосны, утеса, об одиночестве поэта).

Учитель: Слушая эти стихи, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?

Учащиеся отвечают, что на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Тема одиночества проходит почти через все его произведения.

Учитель: Эпиграф нашего урока :

«Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтов. Слайд 7.

Учитель: Как вы думаете, какое значение имеет слово «дорога» в стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Учащиеся предполагают, что речь идет о жизненном пути.

Учитель: Действительно, дорога - это древний образ-символ. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. К использованию мотива дороги в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Когда читаешь строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова, создается такое впечатление, что вместе с поэтом проходишь еще раз «кремнистый путь» его творческой жизни.

Этап 4. Работа с новым материалом.

Учитель: А сейчас послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику: Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012 г.)

Учитель: Внимательно прочитайте статью учебника о М. Ю. Лермонтова, которую написал литературовед Ираклий Андроников. Работая в группе, ответьте на вопросы, которые даны на листе заданий. Итоги работы группыкратко сформулируйте на листе заданий. Приложение 3. Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе Приложение 4. Выберите, кто из группы будет озвучивать ответы.

Группа №1

  1. Чем знаменателен в русской истории год рождения М. Ю. Лермонтова?

  2. Почему детство поэта было невесёлым?

Группа №2

  1. Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?

  2. Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?

Группа №3

  1. Как Лермонтов попал в Петербург? Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?

  2. Какие события русской истории волновали поэта?

Группа №4

  1. Как в истории русской литературы соединились имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?

  2. Была ли случайностью гибель М. Ю. Лермонтова?

Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани жизни М.Ю. Лермонтова и становится одним из элементов для расширения представления о личности поэта.

После прослушивания всех ответов в группе отвечают на вопрос: «Что для вас было новым в статье о Лермонтове?»

Учитель: Прочитайте и обсудите в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Напишите эссе или развернутый ответ на вопрос: «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове?» (вопрос №3 индивидуальной карты). Сочинение пишите на оборотной стороне индивидуальной карты.

Чтение творческих работ.

Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.Слайд 9

Учитель: Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. Подумайте, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Ответьте на вопрос № 4 индивидуальной карты. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке литературы я узнал(а)…».

Заполнение карты рефлексии в индивидуальной карте.

Учитель. Индивидуальные карты вы сдаете. Я прочитаю ваши творческие работы, и каждый из вас получит оценку за урок.

Домашнее задание.Слайд 10

Прочитать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Отсроченное домашнее задание (на выполнение дается 2 недели) по выбору. Изучая творчество М. Ю. Лермонтова,

  • напишите эссе «Чем пленяет меня творчество М. Ю. Лермонтова?»

  • при помощи средств ИКТ создайте свой портрет М. Ю. Лермонтова.

Литература.

  1. Лермонтовская энциклопедия / гл. редактор В. А. Мануйлов. – М. : Сов. энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил.

  2. Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.

  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В.Я. Коровина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил.

  4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) / Сухих, И.Н. Русская литература для всех. От “Слова о полку Игореве” до Лермонтова / И. Н. Сухих ; худ. В. Ноздрин. – СПб. , 2013. – С. 457-539 : ил.

Приложение 1

Технологическая карта урока

п\п

Этапы урока

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организацион-ный

Приветствие

1 мин.

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность.

2

Мотивацион-ный этап

Работа с известными понятиями. Проблематизация известного материала. Постановка учебной задачи.

5 мин.

Предлагает ознакомиться с индивидуальной картой заданий и подписать её.

Читает высказывание

А. А. Ахматовой. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «О ком идёт речь?»

Подводит учащихся к формулировке темы и к пониманию цели урока.

Рассматривают и подписывают индивидуальную карту заданий.

Слушают и предполагают, о ком идет речь в высказывании. Аргументируют свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные: осмыслять текст на возрастном уровне.

Регулятивные: определять цели обучения.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

3

Актуализация знаний

Повторение ранее пройденного материала (обращение к ранее прочитанным стихотворениям М. Ю. Лермонтова).

5 мин.

Предлагает учащимся прочитать известные им стихотворения

М. Ю. Лермонтова.

Предлагает учащимся ответить на проблемные вопросы.

Читают наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова, поют романс под гитару на стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Высказывают свои мнения.

Познавательные: осмыслять текст на возрастном уровне.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные : понимание принадлежности к русской культуре.

4

Работа с новым материалом

Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, особенностей работы поэта над произведениями.

Творческая работа учащихся.

30 мин.

Предлагает послушать подготовленное учащимся сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Предлагает прочитать статью учебника о М. Ю. Лермонтове и, работая в группе, ответить на вопросы.

После прослушивания всех групп предлагает ответить на вопрос: «Что для вас было новым в статье о М. Ю. Лермонтове?»

Предлагает прочитать и обсудить в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях».

Предлагает в индивидуальной карте написать эссе или развернутый ответ на вопрос.

Предлагает прочитать сочинение.

Учащийся рассказывает о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Работают в группе, читают и обсуждают статью, отвечают на вопросы в листе заданий, выступают с ответами.

Обсуждают в группе и отвечают на вопрос. Представители групп выступают с ответами.

Читают и обсуждают в группе статью учебника.

Пишут эссе или развёрнутый ответ на вопрос.

Читают сочинения.

Познавательные: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний.

Регулятивные: создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач.

Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные : формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответ на вопросы о личностных результатах в индивидуальной карте.

4 мин.

Предлагает заполнить карту рефлексии в индивидуальной карте.

Дает на дом домашнее задание на следующий урок, а также отсроченное задание по выбору.

Заполняют карту рефлексии, оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.


Приложение 2

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, класс_______________________________________

  1. Прочитайте высказывание А. А. Ахматовой. Как вы думаете, о ком идет речь. Как вы это поняли?

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

«Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…» А. А. Ахматова

  1. Внимательно прочитайте статью И. Андроникова о М. Ю. Лермонтове (с. 114). Работая в группе, ответьте на вопросы.

  2. Прочитайте и обсудите в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 136). Напишите эссе или развернутый ответ на вопросы: «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове? »

  3. Продолжите предложение «Сегодня на уроке литературы я узнал (а)…

  1. Заполните карту рефлексии

Отметьте «+» или «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

+

_

1.Своей работой на уроке в целом я доволен

2.Своей работой в группе я доволен

3. Для меня не было подходящего задания

4.Урок для меня показался коротким

5.За урок я устал (а)

6.Мое настроение улучшилось

7.Материал урока мне был интересен

8.Материал урока мне был полезен

9.Сегодня на уроке мне было комфортно


Приложение 3

Группа №1

Внимательно прочитайте статью учебника. Работая в группе, ответьте на вопросы.

Чем знаменателен в русской истории год рождения

М. Ю. Лермонтова?

Почему детство поэта было невесёлым?

Итоги работы группы.

Что для вас было новым в статье о Лермонтове?

Группа №2

Внимательно прочитайте статью учебника. Работая в группе, ответьте на вопросы.

Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?

Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?

Итоги работы группы

Что для вас было

новым в статье о Лермонтове?

Группа №3

Внимательно прочитайте статью учебника. Работая в группе, ответьте на вопросы.

Как Лермонтов попал в Петербург?

Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?

Какие события русской истории волновали поэта?

Итоги работы группы

Что для вас было новым в статье о Лермонтове?

Группа №4

Внимательно прочитайте статью учебника. Работая в группе, ответьте на вопросы.

Как в истории русской литературы соединились имена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?

Была ли случайностью гибель М. Ю. Лермонтова?

Итоги работы группы

Что для вас было новым в статье о Лермонтове?

Приложение 4

Карта-памятка для работы в малой группе

  • выбери вместе со всеми руководителя группы;

  • работай активно, серьезно относись к порученному заданию;

  • взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других;

  • вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;

  • не прерывай других, не говори одновременно с другими;

  • выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с ним не согласен;

  • почувствуй ответственность не только за свои собственные успехи, но и за успехи твоей группы, класса.