Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара

Значение учебной исследовательской работы в школе

31.03.2019 1160
Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Хотя еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте.

Как же стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели? Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов нашей школы. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. А результаты участия в целом ряде конкурсов, проектов и блестящие результаты наглядно демонстрируют высокие способности педагогов, работающих в выбранном направлении.

23-24 ноября 2018 года ученицы нашей школы со своими проектами приняли участие в межрегиональной научно – практической конференции «VII Ломоносовские чтения», которая проходила в Московской области в «Ломоносовской школе - Зелёный мыс». В ходе конференции работало шесть секций:

  • «Первые шаги в науке. Человек и природа»;

  • «Первые шаги в науке. Человек и общество»;

  • «Гуманитарные науки»;

  • «Экология»;

  • «Естественные и точные науки»;

  • «Литература».

В каждой секции было восемь выступающих из разных регионов нашей страны. Ребята готовили вместе со своими педагогами интересные работы, наглядные презентации. А оценивало их компетентное жюри, в его состав входили

  • заместитель директора ЦРО, доктор пед.наук, профессор Врублёвская Е.Г. (г.Москва);

  • директор программ профессиональной коммуникации МАН «Интеллект будущего, кандидат псих.наук, доцент СГТИ Волкова (г.Обнинск);

  • ведущий эксперт Школьной лиги РОСНАНО , кандидаи псих.наук Юшков А.Н. (г.Санкт – Петербург);

  • испол.директор АНО ДПО «Образование - Русское слово» Лобзина А.Ю. (г.Москва);

  • методист ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара Гудкова А.А. (г.Мытищи);

  • руководитель делегации, учитель русского языка и литературы Мудрик О.Ю. (г.Самара) и другие.

Наша школа была представлены в секции «Литература» следующими работами:

  • «Сюжет «Человек смотрит вслед уходящему экипажу/поезду в русской литературе XIX века» - Мурзова Алина, 11 «Б» класс (учитель Харченко Елена Ивановна);

  • «Научная фантастика и фэнтези. Различие и сходство жанров» - Шулепова Юлия , 10 «В» класс (учитель Мельникова Татьяна Григорьевна);

  • «Знакомые и незнакомые имена» - Фоменко Екатерина, 8 «З» класс (учитель Мудрик Оксана Юрьевна).

Все три работы были оценены по достоинству жюри конференции и отмечены дипломами победителей в разных номинациях:

  • диплом третьей степени у Мурзовой А.;

  • диплом за «Актуальность исследования» у Шулеповой Ю.;

  • диплом за «Творческий замысел» у Фоменко Е.

Ребята нашей школы приняли участие не только в обмене научными идеями, но и в интереснейшем квесте, в ходе которого успели подружиться с остальными участниками конференции.

После окончания конференции захотелось поинтересоваться у членов Самарской делегации об их впечатлениях.

  • « Я посетила интересное мероприятие, после которого осталось много впечатлений. Очень правильная организация НПК: учителя поддерживали диалог с каждым участником конференции, а ученики «Ломоносовской школы» помогали всем, кому была необходима поддержка. Члены жюри с пониманием относились к небольшим заминкам, оплошностям выступающих, задавали вопросы строго по существу работы. Борьба за победу была честной и справедливой –дух захватывало! Много положительных эмоций вызвал и концерт, подготовленный ребятами. Надеюсь, что мы ещё, воодушевлённые этой поездкой, привезём в нашу любимую школу свои маленькие и большие победы. И сделаем это вместе с любимым учителем Харченко Е.И.». (Мурзова Алина);

  • «Поездка в Москву принесла мне много полезного. Благодаря подготовке к конференции, я создала свою авторскую книгу «Номен. Тайный код имени», закончила работу над генеалогическим древом моей семьи. С этими достижениями я с удовольствием поделилась с ребятами и членами жюри НПК. Мне после публичного выступления задавали непростые вопросы, но я очень старалась отвечать правильно, чтобы защитить честь класса и школы. Для меня эта поездка - огромный опыт общения со сверстниками из других городов. Впереди много творческих идей, часть из них связано с продолжением работы в области научных исследованием по русскому языку и литературы. Мой учитель, Мудрик О.Ю., будет продолжать гордиться мной». (Фоменко Екатерина);

  • «Ломоносовская школа - Зелёный мыс». Поездка на НПК – это самое яркое впечатление последних дней! Я приобрела значительный опыт публичного выступления и много новых знакомств! Было важно, что среди членов жюри - настоящие знатоки своего дела. Ребята, выступающие на конференции со своими исследованиями, составили нам серьёзную конференцию, - их работы были интересными и познавательными. Но мне на протяжении всей работы помогала поддержка моего учителя Мельниковой Т.Г., думаю, что с ней мы достигнем новых высоких результатов» (Шулепова Юлия).

В Самарскую делегацию вошёл и представитель родительской общественности 8 «З» класса Фоменко Юлия Валерьевна, её мнение о поездке и о той работе, которую организовывает наша школа:

«Любимая 41 школа, наши педагоги заслуживают самой высокой оценки за организацию работы с детьми. Поездка на НПК в «Ломоносовскую школу» - яркое тому подтверждение». Три участницы - три диплома! (А ведь общее количество ребят, приехавших их разных регионов, – 50 человек). Работы девочек были замечены и отмечены. Они найдут ещё своё продолжение и не только в рамках сборника статей, подготовленным по результатам конференции. Очень приятно, что директор нашей школы Пичкуров С.В. понимает значимость научных исследований, и под его руководством так организован учебный процесс, что детям на уроках, во внеурочной деятельности удаётся раскрыть свои способности, таланты. Важно присутствие родителей на таких мероприятиях, ведь становится абсолютно очевидно, что наша школа даёт достойное образование».

А.В. Хуторский, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН сказал правильные слова: «Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития».

Современные требования к выпускникам школ как к будущим специалистам различных сфер экономики подразумевают наличие стойкого познавательного интереса и развитого аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию. Поэтому все большее значение приобретает участие школьников в исследовательской деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний.

Мудрик Оксана Юрьевна